+7 (916) 900-90-88
МЕНЮ

Почему московские пробки вечны

Возникают большие сомнения, что новая московская власть сможет решить транспортные проблемы города.
Заявив, что проблема пробок в Москве основная и первоочередная, доставшаяся от предыдущей власти, новый мэр Собянин сразу перевел эту проблему из технической в политическую. Смелый это поступок или недальновидный покажет время, причем не такое уж отдаленное.

Ни один мегаполис не минула эта участь. Нью-Йорк изнемогает от 20 млн. автомобилей. В Лос-Анджелесе автомобили занимают ¼ площади города.

В Москве 3,5 млн. автомобилей. Протяженность дорог в Москве 5 тыс. км, 1, 3 тыс. км из них – магистрали. Площадь Москвы со всеми её метастазами – около 1000 кв. км. Площадь, занимаемая автомобилями – 70 кв. км, если автомобиль эксплуатируется внутри города, площадь надо удвоить: посчитать место откуда он уехал и куда он приехал. Если учесть, что и NY и LA находятся на берегах Океанов и могут расширяться только в одну сторону, то ситуация в Москве в этом плане изначально значительно лучше.
Почему же возникают сомнения.

Проработав более 15 тысяч предложений москвичей, в т.ч. специалистов, московское правительство разработало программу действия. Вот несколько комментариев по поводу планируемых и уже реализуемых решений.?

Наземный общественный транспорт?

Предлагается улучшить работу наземного общественного транспорта:  где-то выделят спецполосу для общественного транспорта, где-то собираются снять троллейбусы с маршрута из-за их плохой маневренности, вместо того, чтобы бороться с неправильно припаркованными автомобилями.

Начинают бороться с припаркованными автомобилями на Тверской (протяженность 1800 м), используют 6 эвакуаторов и 10 машин ДПС (для справки: чтобы таким образом расчистить все московские магистрали понадобится около 4,5 тыс. эвакуаторов и более 7 тыс. машин ДПС), увеличивают трафик по Тверской и забивают все окрестные улицы и переулки.  Но на Тверской сейчас, кажется, все по-старому.

В свое время убрали трамвай с Ленинградки, сейчас собираются вводить скоростной; слава Богу ещё не убрали с шоссе Энтузиастов – есть где экспериментировать.

Собираются разрешить ездить на выделенной для общественного транспорта полосе автомобилям с двумя и более пассажирами: подвозите соседей, друзей, сослуживцев и т.д., но собирались же отбирать (по какому праву) автомобили у «бомбил»: как они будут отличать этого «бомбилу» от альтруиста. У альтруиста машина лучше – так лучше её отобрать.
?На выделенной для общественного транспорта полосе собираются разрешить ездить «официальному» такси (стоимость проезда, кстати, 10 руб./мин. и выше), планируется сделать 1174 «кармана» на остановках, наверное для того, чтобы такси могли обогнать общественный транспорт. Там где реально борются с пробками, где по выделенной полосе разрешают кроме машин со спецсигналом ездить такси или автомобили с несколькими пассажирами, эта выделенная полоса – крайняя левая.?

Строительство дорог?

Собираются строить новые дороги, говорят достаточно 300 км, на месте ЛЭП, закопав их под землю, мол, поезжайте там где можно, а не там где нужно. А количество автомобилей в Москве увеличивается на 10% в год, чтобы сохранить существующую плотность на дорогах, нужны 500 км в год из них 130 км магистралей.

Усомнились в целесообразности 4-го транспортного кольца (на самом деле пятого), потому что существующие четыре часто «стоят», но «стоят» они потому, что их не хватает. Кстати протяженность 4-го транспортного кольца около 60-65 км, из которых часть в той или иной мере построена. Не хватает денег достроить кольцо, но собираются закопать 300 км ЛЭП в землю и на их месте проложить дороги. Например, если проложить дублер Кутузовского проспекта от Аминьевского шоссе до МКАД, то удобней добираться будет только до Кунцевского, Троекуровского и Востряковского кладбищ.

Прокопали рекордно дорогой туннель под Ленинградкой у Сокола для того самого кольца, а теперь говорят зачем – чтобы соединить две второстепенные улицы (Алабяна и Балтийскую).

Про хорды что-то молчат.

Конечно нужны радиальные дублеры.

Но в Москве 9 железнодорожных вокзалов, от которых расходятся ж.д. в разные стороны. Над, под, вдоль них, наверное, и должны пойти эти дублеры. Но там, как правило, гаражи, но, как правило, - такие, что их не жалко. Но, естественно, надо учитывать интересы их владельцев.

Там где дорог строить уже негде ( в пределах 3-го Транспортного кольца) и где планировалось перевести часть дорог на одностороннее движение, чтобы увеличить их пропускную способность, признали и это нецелесообразным.
Новый грамотный бюрократический подход к проблеме: количество новых дорог запланировано в квадратных метрах - 300000 м², т.е. на 126 проектов новых дорог получается (при 2-4 полосном движении) по 1/4 км на проект, и сосчитать сложно, и поверить невозможно.?

Развитие метрополитена?

Большое значение придается развитию метрополитена. Но строительство новых станций – это, если проводить аналогию, то же увеличение количества автомобилей: справится ли старое метро с увеличением пассажиропотока. Увеличив протяженность метро, мы можем остановить его.

А можно превратить схему московского метро, похожую на игольчатую хризантему, в цветик-семицветик, соединив, например, «Новогиреево» через Новокосино и Жулебино с «Выхиным», а «Митино» через Куркино и Химки с «Речным вокзалом» или «Планерной» и т.д.

Правда у нас есть ещё кольцевая железная дорога, которая находится в непосредственной близости от 6 станций метро и ещё в шаговой доступности ( от 300 до 800 метров) от 8 станций. Грех не воспользоваться такой возможностью. И хотя там есть свои сложности, разве они нас испугают.?

Административные меры?

Ну и конечно у нас есть главные козыри – административные и организационные меры. Можно перенести время работы чиновников, можно перенести «час пик», можно закрыть въезд в центр города. Можно ввести интеллектуальную транспортную систему – поставить умные светофоры. Обычно, чтобы уменьшить пробки, светофоры убирают, а строят развязки и банальные над и подземные пешеходные переходы. А можно подключить  трамвай к системе ГЛОНАСС, к сожалению, по независящим от правительства Москвы причинам эта мера откладывается на неопределенный срок.

Чтобы уменьшить пробки в центре, их создают на въезде в центр ( по крайней мере на Кутузовке). Стоит офицер ГИБДД и «тормозит» поток: не интеллектуал, конечно, но чему-то выучился – звездочки на погоны получил.

Запрещается строительство торговых центров в центре города, перекрывается подъезд к ним на и за МКАД, убрали торговые точки у станций метро, предложили ещё пенсионеров из Москвы убрать: действительно не святым же духом им питаться, а если и святым – Переяславль-Залесский подходящее место. Можно перевести всех жителей на трехсменную работу,  можно ввести, как в Тюмене, вахтовый метод, можно, как в Пекине, ограничить продажу автомобилей, а можно запретить строительство новых домов и ввод в строй уже построенных.?

Нужна не столько программа, а добросовестность и последовательность, как бы крамольно это не звучало - преемственность.
Великие здания, такие как Собор Парижской Богоматери, Кельнский Собор и т.п. строили веками: сменялись начальники, поколения строителей, моды и стили, кончались деньги, а потом опять собирались, а здания росли и росли – по кирпичику.
А у нас Храм Христа Спасителя начал строить один начальник в одном месте по одному плану – деньги кончились; другой начальник начал строить в другом месте по другому проекту; третий начальник взорвал и начал строить храм другой религии; следующий на этом месте вырыл бассейн, а предпоследний восстановил храм. Так и прошло почти 200 лет.

А если потратить на решение задачи в 3 раза больше средств, как обещает новая власть, это ещё не значит, что она будет решена.

А задача сводится к нескольким действиям:

1. Надо найти место где машина может стоять и решить где она не должна стоять:
2. Надо найти место где она может ездить и решить где она не должна ездить.
И все это при условии, что машина – не роскошь и не бич божий, а средство передвижения людей.

P.S. Это не просто критические замечания. Предыдущей московской администрации (лично Лужкову Ю.М.) неоднократно предлагалось использовать для наведения порядка на проезжей части такой простой и дешевый способ, как задержание, нарушивших правила парковки автомобилей при помощи блокирующих устройств. Тогда отвечали, что никаких проблем нет, мол, мы прекрасно обходимся имеющимися у нас возможностями. То же самое, вместе с поздравлениями о вступлении в должность, было предложено и новому мэру Собянину С.С. ещё до того, как он обозначил проблему пробок одной из приоритетных. Но не все из 15 тыс. предложений были учтены при разработке программы действия. Простота, рациональность, дешевизна не всегда принимаются в расчет.

P.P.S.  За несколько месяцев новая московская власть наобещала очень многое, но все потом в 2015-2020 г.г., а то и позднее. А пока выясняется, что и Сити не на месте, дороги не там, торговые центры не там, и дома строить в Москве нельзя… Потом мэр поехал изучать опыт Сеула, который, кстати, находится на широте Анталии и был разрушен дотла в 1950-1951 г.г. И скоростной трамвай там ликвидировали, и метро там интегрировано с железной дорогой, и менталитет у народа несколько иной. А у нас на месте Зарядья не было пустыря последние 850 лет. Но так как у нас нет выбора, остается надеется, что все будет хорошо.

P.P.P.S. СМИ нарисовали образ делового умного руководителя. Но зачем наш, случайно попавший на этот пост, мэр, слабо знакомый с проблемами города, выбрал и провозгласил главной транспортную проблему, к которой не знает с какой стороны подойти? Зачем наговорил столько, что Манилов обзавидовался бы? А время летит, прошло уже полгода. Не строить и не вводить дома и ТЦ, перенести  время работы чиновников… Что еще сделал наш мэр? Можно еще ввести 3-х сменную работу или вахтовый метод, как в Тюмени.  Транспортные проблемы надо решать, но они так сильно переплетены со множеством других проблем, что их лучше не декларировать.  Если  хочешь себя попиарить, выскажись, например, по поводу машин чиновников со спецсигналами, но ты сам со спецсигналом – часть этой системы.  Или другой пример: Можайка (в данном случае Можайка, а обычно Рублевка и Кутузовка) абсолютно свободна, перекрыты все въезды на неё, задействованы десятки машин и ещё больше людей из спецслужб, остальные стоят в пробке. В сторону центра пролетает кавалькада из 10-15 машин (на главной, кажется, не было флажка). Обычная картина. Но в эти минуты в Домодедово происходит теракт. Его может быть и не произошло, если бы там оказалось на 2-3 сотрудника спецслужб больше.

Еще один пример: в Париже в 1921 г. проживало 3 млн. чел., в пригородах – 5 млн. чел., сейчас в Париже проживает 2 млн. чел., а в пригородах – 12. Чтобы не было пробок важнее даже не строить дороги, а организовывать транспортные потоки. Если жизнь в Москве принципиально отличается от жизни в других уголках нашей необъятной, если все деньги находятся в одних руках, и каждое утро выстраивается очередь, в т.ч. из автомобилей, чтобы получить свою долю, а вечером все возвращаются домой, то рано или поздно наступит коллапс, и не только транспортный.

P.P.P.P.S. ПОСЛЕДНИЙ! Тема закрыта. Чтобы в Москве не было пробок нужно создать Столичный Федеральный Округ (СФО), то бишь изменить государственное устройство, и построить новый город для чиновников, то бишь перенести столицу. ВСЁ.

Московские пробки вечны. Это признал тот, кто пришел, чтобы победить их. И нам придется жить с ними «всю оставшуюся историю» нашего города. Конечно, московские пробки являются следствием градостроительной политики, которая велась в предыдущие годы. Виновный не назван, кто он – Юрий Долгорукий или Юрий Лужков, или кто-то другой, кто правил этим городом между ними? Один великий муж не любил Москву и перенес столицу в другое место: построил Санкт Петербург – прорубил окно в Европу. Нынешние пожиже будут: чуть сдвинуть столицу пытаются – и центр точно во Внуково попал. Окно никак не выходит, разве что форточка, чтобы улизнуть в Европу.

Ю. Винцулин