Русская дорога. Сегодня.
А какой русский не любит быстрой езды!? Но почему американец мчит по своему хайвею (Highway), а немец – по своему автобану (Autobahn), уже и китаец и хохол и т.п. спокойно мчатся (спокойно для своей жизни) по своим дорогам с разрешенной, а часто рекомендуемой, скоростью 130 км/час. А наши любители быстрой езды и те , кто с ними, не дай Бог, пересечется, дают повод украшать наши дороги цветочками, веночками и др. ритуальными сооружениями, превращая их в филиалы, а точнее будет сказать, в дублеры кладбищ.
Нужность дороги, целесообразность её прокладки, её рентабельность в первую очередь определяется интенсивностью движения, т.е. количеством автомобилей, проходящих через данное сечение дороги за единицу времени. Почему у нас не строят дороги? Если население России уменьшается, зачем ей нужны новые дороги?
Разобраться бы со старыми. Старые дороги тоже бывают разные. Автомобильные дороги федерального значения, имеющие префиксы Е и M, финансируются из федерального бюджета и поэтому, наверное, поддерживаются в относительно хорошем состоянии. Автомобильные дороги регионального значения, имеющие префикс A, финансируются из бюджетов субъектов федерации и регулярно латаются и поэтому по ним тоже ещё можно проехать. А вот про автомобильные дороги межмуниципального значения, имеющие префикс P и прочие дороги местного значения, имеющие префикс H, финансирующиеся из муниципальных бюджетов, забыли.
Денежные и, как следствие, транспортные потоки у нас организованы таким образом, что сначала все деньги свозятся в Москву, а потом часть их вывозится оттуда, и то в определенных строго лимитированных направлениях. Поэтому существующих дорог там (в центре) не хватает и никогда не будет хватать, а на периферии их нет и никогда не будет.
Дороги – это кровеносная система страны. Наши дороги – это кровеносная система безрукого безногого инвалида: без капилляров кровь бессмысленно гоняется по аорте, постоянно закупориваясь тромбами (в нашем случае пробками).
Но с другой стороны, у нас становится все больше автомобилей, которые ездят в основном на бензине и дизельном топливе (только ё-мобиль ездит на деньгах Прохорова). Бензин и ДТ производят из нефти, из которой получают и битум, вместе с песком и гравием являющимся основным компонентом асфальта, т.е. объективно: чем больше автомобилей, тем больше нужно дорог и тем дешевле их удельная стоимость на один автомобиль.
Строительство дорог (и авто, и ж.д.) всегда было выгодным делом, для государства в первую очередь, для строителей и для населения. Все великие империи или государства, желающие ими стать, для своей защиты и для нападения на соседей строили дороги: инки, римляне времен империи, фашисты перед мировой войной, в США наибольшее количество дорог было построено не в годы Великой депрессии для создания рабочих мест безработным, а в 50-70 годы во время «холодной войны» для возможного отражения агрессии.
У нас с нашими масштабами строительство и эксплуатация дорог особенно «выгодны».
Вымышленный Стива Облонский, чтобы поправить материальное положение семьи, промотав состояние жены, пытался устроиться на работу в руководство железной дорого, мотивировав это тем, что он хороший человек – это мягкий вариант воровства.
Реальный Савва Мамонтов попал в долговую тюрьму за то, что при строительстве им железной дороги у него украли все его состояние, которого ему хватало, чтобы быть одним из первых меценатов России – это уже пожестче.
А сейчас у нас дорог практически не строят – пилят деньги, причем фигурируют суммы в десятки, сотни миллиардов и даже триллионы рублей. Но это тема господина Навального.
Активно внедряют в наше сознание мнение, что плачевное состояние с дорогами исправят альтернативные платные дороги. Так называемые инвесторы, построив или отремонтировав дорогу, получают право взимать плату за проезд по ней в течение 30-50 лет, т.е. практически вечно. Появилась платная дорога в Санкт-Петербурге – ЗСД (Западный Скоростной Диаметр), для въезда-выезда из города 30 руб. с легковой машины. Планируется сделать нечто подобное в Москве в нескольких направлениях, а почему бы не поставить шлагбаум на Рублевке – там самое платежеспособная часть населения страны. Стоимость проезда по платной дороге Москва – Санкт-Петербург, которая несколько лет прорубается через Химкинский лес, планируется около 2500 руб. с легкового автомобиля в один конец. В европейских странах (Франция, Германия, Австрия) количество платных дорог составляет 0, 5-1% от общего количества, параллельно обязательно должна проходить бесплатная, а плата за проезд такова (в Австрии, например, 8 евро за 10 дней), что трафик по ним доходит до 50%. А в США часто платная дорога – это просто способ строительства: построил дорогу, поставил шлагбаум, окупил расходы, получил строго оговоренный доход, снял шлагбаум, строишь новую дорогу.
А народ нашел свой альтернативный способ (путь): вместо забитой автомобилями или разбитой дороги съезжает на обочину, а то и по полям, лугам и прочим нивам едет прямиком в XV-XVIII век.