Русская дорога. Вчера.
Русские называют дорогой то место, где они собираются проехать.
Неизвестный автор.
Размышления о нашей вечной национальной проблеме.
Если проблемы возникают – их решают, если с проблемами живут – они становятся стилем жизни и даже способом существования.
На протяжении почти всей истории у нас вообще не было дорог. Их круглый год, и зимой и летом, заменяли реки. Причем реки выполняли роль международных торговых путей, вдоль которых формировались крупные централизованные государства: Киевская Русь вдоль пути «из варяг в греки», Владимиро-Суздальское княжество вдоль волжского торгового пути. Это были сверхдержавы для своего времени. И не из-за того, что эти пути были самыми удобными или короткими, а потому что альтернативные пути (через Европу и Ближний Восток) были или платными или небезопасными, или одновременно и платными и небезопасными: каждый граф или барон считал своим правом чинить над «торговыми людьми» любое бесправие. А если дороги у нас случайно появлялись, именно появлялись , а не прокладывались, то они сразу становились и платными и небезопасными. На Калиновом мосту сидел Соловей-разбойник и т.п., не было большой дороги без своего вора, а на каждом перекрестке стоял примерно такой дорожный указатель: «направо пойдешь – коня потеряешь…».
Но если представить, что у нас были бы нормальные дороги, что было бы с нашей государственностью. У монголов, крымчаков, Тамерлана с востока, у поляков, шведов, французов, немцев с запада при всем их желании продвинуться дальше Москвы не хватало никаких ресурсов, даже мобилизовав против нас весь как Восток, так и Запад.
Но чтобы быть объективным и сравнивать наши дороги с другими, нужно сравнить и страны, по которым дороги проложены, хотя бы по простым очевидным показателям:
Страна | Протяженность с севера на юг, км |
Протяженность с запада на восток, км |
Площадь, тыс. кв. км |
Население, млн. чел. |
Плотность, чел./кв. км |
Украина | 880 | 1250 | 604 | 45,8 | 75,8 |
Беларусь | 500 | 550 | 208 | 9,5 | 45,6 |
Франция | 930 | 920 | 547 | 64,7 | 115 |
Германия | 850 | 620 | 357 | 81,7 | 229 |
Италия | 1200 | 120-550 | 301 | 60,6 | 201 |
Испания | 1000 | 750 | 504 | 46,6 | 79,8 |
Щвеция | 1500 | 260 | 500 | 9,3 | 21,9 |
Норвегия | 1800 | 60-430 | 385 | 4,8 | 12 |
Финляндия | 1100 | 200-530 | 338 | 5,35 | 16 |
Великобритания |
950 | 50-570 | 245 | 61,1 | 246 |
Польша | 570 | 600 | 313 | 38,2 | 123 |
США | 2000 | 4200 | 9518 | 309,2 | 32 |
Китай | 3500 | 5000 | 9597 | 1341 | 139 |
Индия | 3000 | 2000 | 3287 | 1210 | 364 |
Австралия | 3000 | 3900 | 7692 | 22,6 | 2,8 |
Япония | 377 | 127 | 337 | ||
Россия | 3500 | 9000 | 17075 | 142 | 8,4 |
А вот несколько характерных расстояний.
Париж - Рим | 1200 км |
Париж - Мадрид | 1000 км |
Париж - Берлин | 900 км |
Берлин - Варшава | 500 км |
Лондон - Париж | 350 км |
София - Бухарест | 300 км |
Берлин - Прага | 275 км |
Прага - Вена | 250 км |
Вена - Будапешт | 240 км |
Брюссель - Амстердам | 175 км |
от Португалии до России | 3000 км |
Для сравнения.
Москва - Западная граница | 450 км |
Москва - Санкт Петербург | 650 км |
Москва - Варшава | 1150 км |
Москва - Мурманск | 1500 км |
Москва - Махачкала | 1600 км |
Москва - Новосибирск | 2850 км |
Москва - Тихий Океан | 9300 км |
Не последнюю роль в состоянии наших дорог играет климат :от умеренно до резко континентального (арктические и субарктические пространства к дорогам вообще не имеют отношения). Где еще может существовать такое понятие как распутица, которое два раза в год на несколько месяцев заменяет само понятие дорога. Где еще существовали сезонные транспортные средства: сани, которые использовали зимой, а готовили летом, и телега, соответственно использующаяся летом, а готовящаяся зимой. А наша знаменитая тройка – «птица-тройка». Почему птица? Художественный образ: по нашим дорогам и проехать непросто – разве что пролететь. Ни одна, ни две лошади не справлялись с нашими просторами на наших дорогах, кроме того, чтобы проехать по разбитой колее нужно, чтобы коренник (самая сильная лошадь) шел внутри колеи, а две пристяжные – снаружи, а иначе никак. И наш знаменитый колокольчик –«дар Валдая» нужен был для того, чтобы заранее думать как этим тройкам на этих дорогах разъехаться. Поэтическая русская душа воспела и убогую нищую русскую деревню и русский лес (особенно березки, годные только на дрова, тару и деготь), русское поле – обычно имеется в виду наше скудное нечерноземье. Редко встретится на картине русского художника пейзаж без дороги или её подобия.
Невоспетым осталось, пожалуй, только русское болото.
Другие статьи из этого же цикла: