+7 (916) 900-90-88
МЕНЮ

Русская дорога. Вчера.

Русские называют дорогой то место, где они собираются проехать.
Неизвестный автор.

Размышления о нашей вечной национальной проблеме.
Если проблемы возникают – их решают, если с проблемами живут – они становятся стилем жизни и даже способом существования.

На протяжении почти всей истории у нас вообще не было дорог. Их круглый год, и зимой и летом, заменяли реки. Причем реки выполняли роль международных торговых путей, вдоль которых формировались крупные централизованные государства: Киевская Русь вдоль пути «из варяг в греки», Владимиро-Суздальское княжество вдоль волжского торгового пути. Это были сверхдержавы для своего времени. И не из-за того, что эти пути были самыми удобными или короткими, а потому что альтернативные пути (через Европу и Ближний Восток) были или платными или небезопасными, или одновременно и платными и небезопасными: каждый граф или барон считал своим правом чинить над «торговыми людьми» любое бесправие. А если дороги у нас случайно появлялись, именно появлялись , а не прокладывались, то они сразу становились и платными и небезопасными. На  Калиновом мосту сидел Соловей-разбойник и т.п., не было большой дороги без своего вора, а на каждом перекрестке стоял примерно такой дорожный указатель: «направо пойдешь – коня потеряешь…».

Но если представить, что у нас были бы нормальные дороги, что было бы с нашей государственностью. У монголов, крымчаков, Тамерлана с востока, у поляков, шведов, французов, немцев с запада при всем их желании продвинуться дальше Москвы не хватало никаких ресурсов, даже мобилизовав против нас весь как Восток, так и Запад.
Но чтобы быть объективным и сравнивать наши дороги с другими, нужно сравнить и страны, по которым дороги проложены, хотя бы по простым очевидным показателям:

Страна Протяженность
с севера на юг, км
Протяженность
с запада на восток, км
Площадь,
тыс. кв. км
Население,
млн. чел.
Плотность,
чел./кв. км
Украина 880 1250 604 45,8 75,8
Беларусь 500 550 208 9,5 45,6
Франция 930 920 547 64,7 115
Германия 850 620 357 81,7 229
Италия 1200 120-550 301 60,6 201
Испания 1000 750 504 46,6 79,8
Щвеция 1500 260 500 9,3 21,9
Норвегия 1800 60-430 385 4,8 12
Финляндия 1100 200-530 338 5,35 16
Великобритания 
950 50-570 245 61,1 246
Польша 570 600 313 38,2 123
США 2000 4200 9518 309,2 32
Китай 3500 5000 9597 1341 139
Индия 3000 2000 3287 1210 364
Австралия 3000 3900 7692 22,6 2,8
Япония

377 127 337
Россия 3500 9000 17075 142 8,4

А вот несколько характерных расстояний.

Париж - Рим 1200 км
Париж - Мадрид 1000 км
Париж - Берлин 900 км
Берлин - Варшава 500 км
Лондон - Париж 350 км
София - Бухарест 300 км
Берлин - Прага 275 км
Прага - Вена 250 км
Вена - Будапешт 240 км
Брюссель - Амстердам 175 км
от Португалии до России 3000 км

Для сравнения.

Москва - Западная граница 450 км
Москва - Санкт Петербург 650 км
Москва - Варшава 1150 км
Москва - Мурманск 1500 км
Москва - Махачкала 1600 км
Москва - Новосибирск 2850 км
Москва - Тихий Океан 9300 км

Не последнюю роль в состоянии наших дорог играет климат :от умеренно до резко континентального (арктические и субарктические пространства к дорогам вообще не имеют отношения). Где еще может существовать такое понятие как распутица, которое два раза в год на несколько месяцев заменяет само понятие дорога. Где еще существовали сезонные транспортные средства: сани, которые использовали зимой, а готовили летом, и телега, соответственно использующаяся летом, а готовящаяся зимой. А наша знаменитая тройка – «птица-тройка». Почему птица? Художественный образ: по нашим дорогам и проехать непросто – разве что пролететь. Ни одна, ни две лошади не справлялись с нашими просторами на наших дорогах, кроме того, чтобы проехать по разбитой колее нужно, чтобы коренник (самая сильная лошадь) шел внутри колеи, а две пристяжные – снаружи, а иначе никак. И наш знаменитый колокольчик –«дар Валдая» нужен был для того, чтобы заранее думать как этим тройкам на этих дорогах разъехаться. Поэтическая русская душа воспела и убогую нищую русскую деревню и русский лес (особенно березки, годные только на дрова, тару и деготь), русское поле – обычно имеется в виду наше скудное нечерноземье. Редко встретится на картине русского художника пейзаж без дороги или её подобия.

Невоспетым осталось, пожалуй, только русское болото.

Другие статьи из этого же цикла:

Русская дорога. Сегодня.

Русская дорога. Будет ли завтра?